|
|
(31.01.1893 – 12.05.1972 гг.)
Родился и умер в селе Прислониха, ныне Карсунского района Ульяновской области.
Российский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947).
Закончил в 1908 г. симбирское духовное училище, учился в симбирской духовной семинарии, в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-1917).
С 1917 г. жил в родном селе. В 1920-х – начале 1930-х гг. работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. С 1935 г. писал преимущественно жанровые картины (а также портреты), проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей. С большой проникновенностью прославлял благородный труд и духовную красоту крестьянина.
Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость теплых красок. Произведения: "Колхозное стадо" ("На пастбище"; 1938, Свердловская картинная галерея); "Фашист пролетел" (1942), "Сенокос" и "Жатва" (оба – 1945; Государственная премия СССР, 1946) – все три в Третьяковской галерее в Москве; портрет плотника Ивана Лобанова (1947, собственность семьи художника, с. Прислониха); цикл картин "Люди колхозной деревни" [1951-65; Ленинская премия, 1966; в том числе "Ужин трактористов" (1951) и "Девушка с велосипедом" (1956; обе в Иркутском областном художественном музее), "Витя-подпасок" (1951) и "Сбор картофеля" (1956; обе в Русском музее в Ленинграде), "Весна" (1954) и "Мама" (1964; обе в Третьяковской галерее); "Костёр в поле" (1968-1969, Ульяновский областной художественный музей) и "Из прошлого" (1969, Третьяковская галерея) – Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина (1972); иллюстрации к рассказам Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920-27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос" (издана в 1949), к рассказу Л. Н. Толстого "Холстомер" (акварель, гуашь, 1952-54, Третьяковская галерея).
В одном из лучших полотен времени Великой Отечественной войны – «Фашист пролетел» (1942) – трагедия бессмысленной гибели мальчика предстает как нарушение первозданных законов жизни. Это одна из немногих картин Пластова, посвященных смерти. В ноябре 1943 г. эта работа художника находилась в зале советского посольства в Тегеране во время совещания глав трёх держав – СССР, США, Великобритании. Картина была немым воззванием к союзникам, призывом к незамедлительному открытию второго фронта.
Каждый год 12 мая Прислониха отмечает день памяти А.А. Пластова.
|