Время в Ульяновске:
GMT +4
|
Город официально разделён на 4 городских района: Железнодорожный, Заволжский, Засвияжский, Ленинский. Ленинский район – старейший в городе – находится в северной части междуречья Волги и Свияги, традиционно делится на так называемые "Центр" и "Север". В южной части междуречья находится Железнодорожный район, южные окраины которого традиционно называют "Киндяковкой". На левом берегу Свияги – Засвияжье, здесь расположен Ульяновский автомобильный завод. На левом берегу Волги расположен Заволжский район, который состоит из трех отдаленных друг от друга частей: Нижней Террасы, Верхней Террасы и Нового Города (района авиастроительного завода). Заволжский и Ленинский районы соединены железнодорожным и автомобильным мостом через Волгу.
|
Улицы и районы | Районы
|
|
|
Такое название носит центральная древняя историческая часть города между рекой Волгой и рекой Свиягой, между деревней Лаишевкой на северо-востоке города и ул. Кирова на юге. Сердцем района является место рождения В.И. Ленина – ныне увековеченное зданием Ленинского мемориала. В мемориальную зону входят также здания Ульяновского педагогического университета им. И.Н. Ульянова, гимназия им. В.И. Ленина №1, гостиница "Венец". Центр города украшают и другие сооружения. Это Дворец культуры профсоюзов (ныне ЦНТИ), Дворец пионеров и школьников на ул. Минаева, Областная детская библиотека, ЦУМ на ул. Гончарова, здание Областного драматического театра, гостиница "Советская".
Самой красивой улицей является бульвар Венец, разделенный на 3 части – Северный, Средний и Новый Венец. Здесь расположены здания и памятники старины – областной краеведческий и художественный музеи, музей-памятник И.С. Гончарову, сельскохозяйственная академия (здание начала XIX в.), Карамзинская публичная библиотека (ныне Дворец книги им. В.И. Ленина), здание областной филармонии, парк культуры и отдыха им. Я.М. Свердлова, здание военного госпиталя ветеранов войны на ул. Кузнецова, граничащее с главной площадью города – В.И. Ленина.
Другая площадь города – площадь 30-летия Победы над фашистской Германией, создана в 1975 году, в связи с открытием памятника-обелиска в честь воинов-ульяновцев. Здесь же в 80-е годы воздвигнут памятник воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане.
На улице Минаева построены современные 9-12-этажные дома. Из старых застроек сохранился лишь домик поэта-сатирика Д. Минаева.
Центральный район разрастался в 60-е годы в сторону севера по бывшей Большой Казанской улице (ныне Гагарина), проспекту Нариманова. Здесь выросли жилые кварталы, студия телевидения с телебашней, расположился парк "Победы", завод микроэлектроники "Искра" и целый жилой район в сторону села Ишеевки.
В Ленинском районе расположен музей-заповедник им. В.И. Ленина. Здесь воссоздан старый город, каким он выглядел в годы проживания семьи Ульяновых.
В промышленном плане в Ленинском районе расположены завод "Контактор" (ул. Карла Маркса), Ульяновский приборостроительный завод (ныне "Утес") на ул. Крымова, Ульяновская швейная фабрика им. М. Горького (ныне ОАО "Элегант") и др.
Из древней истории района:
Город в XIX веке (1898 г.) разделился на три части: дворянскую, торговую и мещанскую.
Самая лучшая и богатая часть города – дворянская; она заключала в себе пространство между венцом Симбирской горы и Большой Саратовской улицей, а также улицы: Московскую, Покровскую и Лисиную. В этой части города помещаются соборы, все губернские и городские административные учреждения, почти все учебные и благотворительные учреждения, театр, общественные сады, бульвары, клуб, лучшие гостиницы и прочее. Прежде здесь имели дома почти все богатые помещики губернии. Отсутствие скученности в этой части города, широкие улицы, площади, бульвары, фруктовые сады у каждого дома, придавали городу изящную внешность и особый колорит, отличающий его от других поволжских городов.
карта проезда дополнительная информация
|
|
Это южная часть города, получившая название в связи с железнодорожной сетью и вокзалами. В начале XX века железная дорога соединила наш город с центральной Московской и Казанской магистралью, что дало новый толчок для экономического и торгового развития Симбирска. Здесь находятся основные предприятия Ульяновского отделения Куйбышевской (Самарской) железной дороги и расположены три железнодорожных вокзала из пяти: Ульяновск-Центральный, Ульяновск-I, Ульяновск-II, а также сортировочная станция Южная. К 100-летию В.И. Ленина на станции Ульяновск-Центральный было возведено современное здание вокзала. В начале 80-х гг. было завершено создание привокзальной площади.
Железнодорожный район – это промышленный комплекс и крупный жилой массив. В октябре 1968 г. здесь возникает кожевенно-обувной комбинат на проспекте Гая, рядом трикотажная фабрика "Ким" (ныне ОАО "Русь"). В 80-е гг. была основана фабрика "Волжанка" (ныне одно из предприятий сети "Сладко"), мебельная фабрика, молочный завод. Построен широкоформатный кинотеатр "Современник", пл. Т.Д. Гая с монументом герою Гражданской войны. Важное транспортное значение имеет улица Кирова, соединяющая Ленинский и Железнодорожный районы. Здесь, по склону к Волге, проходит железнодорожный мост, ведущий к Речному порту города.
Из древней истории города:
В начале XIX века на территории железнодорожного района была мещанская слобода "Туть". Ныне здесь идет ветка железной дороги. Современные улицы: Локомотивная, Кирова, Железнодорожная.
карта проезда дополнительная информация
|
|
Засвияжье существует как район с середины 40-х годов. После войны здесь был пустырь. За 30 лет, к середине 70-х гг. строители, практически, возвели новый город. Строительство началось еще в годы войны с создания корпусов самого крупного предприятия города – автомобильного завода им. В.И. Ленина. Он был создан на базе нескольких эвакуированных в Ульяновск цехов Машиностроительного автозавода в конце 1941 г.
В октябре 1956 г. Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков (УЗТС) на Московском шоссе выпускает первый станок. В июле 1961 г. начал выпускать свою продукцию Ремонтно-механический завод. В этом же году на ул. Артема сооружен Химзавод, где производили резину и резиновые изделия. В 1962 г. на Московском шоссе был возведен Домостроительный комбинат, который ежегодно сдавал в эксплуатацию 200 тыс. м2 жилья. В Засвияжье были расположены и воздушные ворота Ульяновска. В юбилейном 1970-м году было сдано в эксплуатацию здание нового аэровокзала.
В апреле 1971 г. в Засвияжье была запущена 1-я очередь Ульяновского завода гидроаппаратуры.
Район начинается за мостом по ул. Московское шоссе, пересекающей все Засвияжье с востока на запад. С правой стороны – Автозавод, а с левой – Автовокзал, возведенный в канун 100-летия Ленина. Архитектурные застройки Засвияжья неоднородны по своему внешнему облику и планировке. Первая улица – Автозаводская, затем застраивается пустырь по направлению к Свияге – большой квартал кирпичных пятиэтажек, со школой, магазинами, детскими садами. Вскоре рядом с пятиэтажками выросли девятиэтажные дома башенного типа.
Современное Засвияжье – это широкие улицы: Терешковой, Полбина, проспект 50-летия ВЛКСМ, Западный бульвар, Пушкарева и другие. В 70-80-е гг. возникает новая часть района – Дальнее Засвияжье с современными панельными домами и домами новых серий (9-14 этажей), с социальными и культурными учреждениями.
Из древней истории:
В середине XVII века на берегу реки Свияги было образовано несколько слобод, ближайшей из которых была "Свияжская", заселенная "переведенцами" из города Свияжска, конными казаками. Впоследствии она слилась с городом. Ныне на ее месте находился Богоявленный спуск и улицы: Большая и Малая Конные. Позднее, в начале XVIII столетия, когда был основан Покровский монастырь, вокруг него образовались новые слободы: Солдатская, Сиротская, ныне составляющие городские улицы того же названия.
карта проезда дополнительная информация
|
|
Еще до строительства моста через Волгу в левобережье сложилась слобода (поселок), тяготевший к Симбирску. После строительства моста (1913 г.) этот район прочно сросся с городом. В годы Гражданской войны патронный завод в Заволжье (ныне завод им. Володарского, основанный в 1916 г.) стал крупным оборонным предприятием Советской республики. Особенно быстрыми темпами район стал застраиваться после Великой Отечественной Войны. Здесь построена водозащитная дамба, в связи с возведением Куйбышевской ГЭС им. В.И. Ленина (1958 г.) была застроена и Верхняя Терраса. Возникли новые жилые комплексы в 50-60-х гг. и культурно-социальные учреждения: Дворец им. 1 Мая, школы, поликлиники, детские сады. Строится завод "Марс", городская больница №3, ЦГБ. В 70-е годы начинается строительство Нового города в Заволжье. Рабочие и строители съехались сюда со всей территории СССР и союзных республик на построение Авиационного комплекса. Это строительство способствовало и жилищному, и культурно-социальному строительству. На месте Заволжья вырос современный город.
Из древней истории города:
В левобережье в начале XIX века было несколько слобод: Королевка, Часовые, Канава и др. Здесь были сенные покосы и пастбища, участки пашенной земли, располагались стрельбища резервных батальонов.
карта проезда дополнительная информация
|
|